Успенский собор первоклассный исторический памятник, выдающееся явление в отечественной и мировой художественной культуре. Торжественной монументальностью и строгостью, необычностью поражала современников его архитектура. Строил Успенский собор в 1475-1479 годах итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Иван III в качестве образца указал Успенский собор во Владимире. Повторив формы оригинала, зодчий украсил фасады своего творения аркатурным поясом, а завершил их характерными для русского зодчества полукружиями закомар. Над ними величаво и торжественно поднялись на световых барабанах пять шлемовидных куполов, как бы подхватывая вертикальный строй пилястр, членящих стены.
Отдавая дань владимирской архитектурной традиции, итальянский зодчий вместе с тем внес в архитектуру Успенского собора много нового. Непривычным для москвичей того времени было геометрическое членение объемов и фасадов собора, равные размеры закомар, пять, а не три алтарные апсиды, лишь совсем незначительно выступающие из глади стены. Успенский собор подобен монолиту - "яко един камень", возведен "палатным образом", то есть больше напоминает светское, чем культовое, сооружение.
Значение собора подчеркивалось и его убранством. Он был внутри богато расписан. Исключительную ценность представляют иконы собора ("Владимирская богоматерь" - византийского письма XI века ныне в Третьяковской галерее; "Георгии" - работы новгородского художника АИ века, икона "Спас Ярое Око" - начала XIV века и др.)
Справа на бровке Кремлевского холма расположен белоснежный Архангельский собор (1505-1508) - усыпальница московских князей и русских царей. В его облике явственно выступают черты итальянского палаццо эпохи Возрождения, несмотря на то что строивший его зодчий Алевиз Новый воспроизвел особенности композиции и конструкции русского крестово-купольного храма. Впервые в Древней Руси Алевиз применил пилястровый ордер с капителями и карнизом полного профиля, а в тимпанах закомар различного размера поместил раковины - декоративный прием, получивший впоследствии широкое распространение.
Стены собора покрывают фрески, впечатляющие своим мажорным колоритом. Собор расписан в 1652-1666 годах русскими художниками во главе со Степаном Резанцем, Яковом Казанцем, Федором Козловым. Наиболее интересна икона "Архангел Михаил"начала XV века.
У стены со стороны южного входа - первое по времени погребение XIV века - строителя дубового "града" московского князя Ивана Калиты; во втором ряду - средняя гробница героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, соорудившего первый каменный Кремль. У самого иконостаса в центре - гробница Ивана III, при котором Москва стала столицей Руси и построен существующий ныне Кремль. За иконостасом - могила Ивана Грозного. Во время реставрационных работ в 1962- 1965 годах под металлическим полом был обнаружен белокаменный пол XVI века.
За Архангельским собором фронт застройки Кремлевского холма продолжает Благовещенский собор, возведенный в 1489 году псковскими мастерами. Он служил домовой церковью московским князьям, а позже царям. Вначале это был небольшой трехкупольный храм на высоком подклете. После перестроек в середине XVI века собор стал девятикупольным, его порталы были покрыты обильной резьбой. Витые колонки с "дыньками" на алтарных апсидах, перекликаясь с аркатурным поясом Успенского собора, тем самым усиливают впечатление единства архитектурного ансамбля площади - старейшей в Москве.
По образцу древних княжеских храмов собор имеет хоры, на которые ведет лестница в толще стены. Поражает убранство интерьера: пол, выложенный плитками полированной агатовидной яшмы, металлические двери с рисунками золотой насечкой, фрески на стенах, выполненные в начале XVI столетия художником Феодосием "с братией".
За дворцом, ближе к Боровицким воротам, расположено монументальное здание с декоративными резными колоннами. Это Государственная Оружейная палата - бывшая сокровищница великих князей и царей. Богата и разнообразна коллекция царских тронов: трон Ивана Грозного, золотые троны Бориса Годунова и Михаила Федоровича, алмазный трон царя Алексея Михайловича, единственный в России двойной трон, выполненный из серебра, для соправителей - Петра I и Ивана V.
С ее противоположного берега можно увидеть и древнейшую из сохранившихся в Москве гражданских построек - Грановитую палату. Заложена в 1487 году Марко Фрязиным (Руффо), а завершена спустя четыре года Пьетро Антонио Солари. Она получила свое название по граненому камню - русту, которым облицован фасад, Квадратный в плане зал, имеет оригинальную конструкцию. Четыре крестовых свода опираются на стены и каменный могучий столб, расположенный в центре.
В Грановитой палате в старину проходили торжественные церемонии приема иностранных посольств, заседали Земские соборы. Иван Грозный праздновал здесь присоединение Казани к Русскому государству, Советским реставраторам удалось восстановить первоначальный облик интерьера палаты, существовавший до перестройки ее фасадов в XVII столетии.По соседству с Царь-колоколом расположен другой выдающийся образец русского литья - Царь-пушка.Пушка была отлита Андреем Чоховым.
Колокольня Ивана Великого придала законченность ансамблю Московского Кремля, художественное единство которого сохранилось, хотя каждое столетие оставляло в нем свой след.16 век стал прогрессивным в плане строительства церквей, которые в свою очередь были различны друг от друга, но вместе составляли единую композицию Московского Кремля.