История культуры непосредственно связана с теми экономическими, политическими и социальными процессами, которые характеризуют тот или иной период исторического развития. Складываясь под воздействием экономики, политики, общественного развития, культура, одновременно, может играть самостоятельную роль и активно влиять на происходящие события.

5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Изобразительное искусство в домонгольский период имело свои особенности развития. Прежде всего, следует учитывать то обстоятельство, что до конца XVII в. живопись на Руси носила исключительно религиозный характер.

5.1. Иконопись развивалась в трех направлениях: станковая (икона, написанная красками на деревянных досках); монументальная (настенная роспись храмов натуральными красками) и мозаика (выкладывание икон специальными камушками - смальтой).

5.1.1. Первые иконы на Руси появляются в X в. Они были привезены на Русь греками из Византии и до XII в. русское иконописание в основных чертах находилось под влиянием византийской школы.

Самостоятельные иконописные центры складываются в XII в., наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы.

5.1.2. Техника иконописания чрезвычайно проста, но совершенна. Писали иконы на тщательно подогнанных, скрепленных шпонами деревянных досках, используя темперу натуральные краски, замешанные на яичном желтке. Особенность темперы состоит в том, что она сохраняет яркость, даже спустя несколько столетий.

5.1.3. Особенности иконописи. Глубокая духовность характерная особенность иконы X - XVI вв., поэтому иконописцы уделяли главное внимание изображению лица и рук. Все остальное одежда, фон писались достаточно условно. Плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета все это способствовало восприятию иконы как божественного изображения.

5.1.4. Сюжеты первоначально использовались на Руси те, что были привезены из Византии: Богоматерь, распятие, житийные иконы. В XII в. сложились иконографические изображения русских святых (Борис и Глеб). Хотя иконописец должен был строго придерживаться канонов в изображениях святых и праздников, это не сковывало его творческих возможностей и позволяло создавать подлинные произведения искусства.

Самое раннее из известных русских оригинальных произведений станковой иконописи новгородская икона св. Петра и Павла (XII в.).

5.2. Монументальная живопись имела свои технические особенности.

5.2.1. Она писалась в технике фрески, т.е. натуральные краски накладывались на сырую штукатурку. Эта техника не допускала ошибок и неточностей со стороны иконописца, т.к. для исправления требовалось сбивать штукатурку.

5.2.2. Сюжеты настенной росписи храмов были посвящены тем праздникам или святым, во имя которых строился храм.

5.3. Мозаика как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в XXI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображения святых выкладывались разноцветными стеклообразными камушками - смальтой. Мозаичное изображение Софии сохранилось в Софийском соборе в Киеве. Однако этот вид изобразительного искусства не прижился на Руси в связи с дорогостоящим производством и с XII в. мозаика в русских храмах почти не использовалась.

В XXIII вв. влияние Византии в иконописи было очень сильным, кристаллизация русских национальных черт лишь начиналась.

7.1. Как материальная культура, так и духовная отражают прогрессивную, поступательную направленность в развитии социально-экономической и политической жизни русского государства X первой трети XII вв.

7.2. Многочисленные войны и пожары привели к гибели значительной части произведений искусства мастеров домонгольского периода. Однако памятники, сохранившиеся до настоящего времени, позволяют сделать вывод о высоком уровне развития культуры Руси и поставить ее в один ряд с наиболее развитыми государствами того времени. Свидетельством тому является высокий уровень грамотности среди русского населения, широкое распространение переводной литературы и создание оригинальных памятников русской литературы; развитие всех видов искусства.

7.3. Синтетический характер русской культуры X начала XIII вв.; базировавшейся на языческой культуре восточных славян и христианской традиции Византии, создал условия для дальнейшего развития самобытной национальной культуры.