Историю архитектуры эпохи итальянского Возрождения принято подразделять на три периода: Раннее, Высокое и Позднее Возрождение.
Раннее Возрождение в зодчестве характеризуется прежде всего формами зданий, созданных известным зодчим инженером Филиппо Брунеллеско (первая половина XV в.). Он, в частности, применил в Воспитательном доме во Флоренции вместо стрельчатой арки легкую полуциркульную. Нервюрный свод, характерный для готической архитектуры, начал уступать место новой конструкции — видоизмененному коробовому своду. Однако стрельчатые формы арки еще продолжали применять до середины XVI в.
Одним из выдающихся сооружений Брунеллеско был громадный купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (рис. 2), остававшийся недостроенным с XIV в.

Рис. 2 Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

В созданной зодчим форме купола большого подъема заметен отзвук готической стрельчатой арки. Пролет купола этого собора имеет большие размеры — 42 м. Своды купола, выполненные из кирпича, покоятся на восьмигранном основании из бревен, обшитых железными листами. Благодаря удачному расположению собора на возвышенности и его большой высоте (115 м) его верхняя часть, особенно купол, придает торжественность и неповторимость архитектурной панораме Флоренции.
Значительное место в архитектуре итальянского Возрождения занимала гражданская архитектура. К ней относятся в первую очередь крупные городские дворцы (паллаццо), предназначавшиеся кроме жилья для торжественных приемов. Средневековые дворцы, постепенно сбрасывая с себя суровую романскую и готическую одежду с помощью мраморной облицовки и скульптуры, приобретали жизнерадостный облик.
Особенностями ренессансных фасадов являются огромные оконные арочные проемы разделенные колонками, рустовка первых этажей камнями, верхних — плитами, карнизы большого выноса и тонко прорисованные детали. В отличие от строгих фасадов архитектура хорошо освещенных интерьеров имеет жизнерадостный характер.
Для убранства фасадов дворцов раннего Возрождения нередко применялись русты. Камни для рустовок обычно имели необделанную (колотую) лицевую поверхность при наличии чисто вытесанной окаймляющей дорожки. Рельеф рустов понижался с увеличением числа этажей. Позже убранство рустами сохранялось лишь в обработке цоколей и на углах зданий.
В XV в. итальянские зодчие часто применяли коринфский ордер. Нередко были случаи сочетания нескольких ордеров в одном здании: для нижних этажей — дорический ордер, а для верхних этажей — композицию капители, близкую по пропорциям и рисунку к ионическому типу.
Одним из примеров дворцовой архитектуры середины XV в. во Флоренции может служить трехэтажный дворец Медичи-Рикарди (рис. 3), построенный по проекту зодчего Микелоццо ди Бартоломео в период 1444—1452 г. по заказу Козимо Медичи, правителя Флоренции. По схеме фасада палаццо Медичи позже и в других городах были построены сотни дворцов.

Рис. 3 Палаццо Медичи-Риккади во Флоренции. Фрагмент фасада.

По проекту выдающегося зодчего и теоретика архитектуры Леона Альберти во Флоренции в 1446—1452 гг. был построен дворец Ручеллаи, отличающийся относительно сдержанной обработкой фасадов (рис. 4). Альберти впервые в архитектуре Возрождения расчленил фасад с помощью пилястр и тяг на три яруса, а также применил для его облицовки дощатый руст.

Рис. 4 Дворец Ручеллаи во Флоренции. Фрагмент фасада.

Вынос карниза был значительно уменьшен. Архитектура этого дворца послужила прототипом для строительства особняков в XVII—XVIII вв. во многих европейских городах.
Высокое Возрождение, получившее развитие в архитектуре Италии в конце XV — первой половине XVI в., отличается более сдержанной обработкой фасадов, красотой пропорций и применением скульптуры по внешней композиции дворцов.
Одним из виднейших представителей Высокого Возрождения был Донато Браманте, много занимавшийся изучением памятников античного зодчества. Лучшие постройки Браманте — церковь Санта Мария делле Грацие в Милане (рис. 5) и часовня Темпьетто в Риме (рис. 6).

Рис. 5 Церковь Санта-Мария делле Грацие в Милане.

Рис. 6 часовня Темпьетто в Риме.

Сооружения Браманте отличаются гармоничной уравновешенностью, чистотой диний, легкостью и стройностью, несмотря на некоторую перегрузку их декором (особенно часовня Темпьетто) в виде колонн, развитых карнизов и пышных капителей. В построенных в 1503 г. Браманте дворцах в Ватикане ощущается повышенная декоративность.
Вследствие экономического упадка городов Северной Италии в связи с перемещением мировых торговых путей в Атлантику и усилением влияния католической церкви, обладавшей значительными богатствами, центром строительной деятельности в XVI в. стал Рим.
К выдающимся сооружениям Рима относится собор св. Петра (рис. 7), основную конструктивную схему которого заложил Браманте. Собор был начат строительством в XV в. по проекту Расселино на месте древней базилики.

Рис. 7 Собор св.Петра в Риме.

После кончины зодчего эти работы были поручены в 1506 г. Браманте. Кубический объем собора заканчивался полусферой главного купола с окружением его по углам четырьмя малыми куполами. Форма главного купола складывалась под влиянием формы купола Пантеона. Браманте говорил: «Моя идея — поставить купол Пантеона на сводах храма мира». Сооружение собора продолжалось до смерти Браманте в 1514 г., после чего оно прекратилось более чем на 100 лет. Рим в этот период переживал период войн.
В проектировании собора в XVI в. принимали участие известные художники и зодчие того времени: Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло, Микеланджело, Виньола, Доменико Фонтана. Микеланджело, принявший работы по постройке собора в 1547 г., вернулся к плану Браманте, но внес в него существенные изменения: расширил пространство залов, поставив реже мощные столбы. Грандиозный купол храма возводился после смерти Микеланджело (1564) по его чертежам. После окончания строительства собора это огромное здание высотой подкупольного пространства 123,4 м приобрело цельность и особенно торжественный вид благодаря как бы пружинящей форме крупного купола.
В XVII в. архитектором Бернини на площади, прилегающей к собору Петра, была сооружена торжественная колоннада, подчеркнувшая ведущую градостроительную роль этого собора.
Итальянское Возрождение оказало большое влияние на архитектуру европейских стран в XVI—XVII вв. Особую роль в этом сыграла деятельность выдающегося архитектора, инженера, скульптора и живописца Микеланджело Буонаротти. Здания по его проекту выделяются необычайной эмоциональной насыщенностью вследствие включения в архитектурные композиции скульптуры и живописи. Примером может служить пластичная архитектура библиотеки Лауренциана, особенно лестницы с ее скульптурными формами.
Примененные Микеланджело подчеркнутые и несколько деформированные пластические формы, отличающиеся гармонией пропорций, позже были утрированы его менее одаренными последователями. Усиленное внимание к декоративности и затушевывание рациональной основы зданий, заметные и в более ранних постройках зодчества итальянского Возрождения, привели во второй половине XVI в. к декоративному стилю барокко (дословно — вычурный) .
С середины XVI в. в архитектуре Италии наступает период позднего Возрождения. Под влиянием трудов Виньолы и особенно Палладио в это время начали применять крупные ордера. Так, Палладио одним ордером объединял два верхних этажа, а позже стал украшать многоэтажное палаццо колоссальными ордерами, поднимающимися от основания до карниза.
Для придания дворцам большей выразительности Палладио иногда располагал аттики над развитыми карнизами. Такова декоративная композиция палаццо Префеттицио (в Виченце), построенного в 1571 г. С этой же целью были сделаны тройные арочные проемы большой высоты.
Прототипами форм для дворцов Палладио служили памятники древнеримского зодчества, изучению которых он посвятил свою жизнь. Трактаты по архитектуре, так же как и образцы творчества Палладио, оказали заметное влияние на развитие архитектуры как классицизма, так и барокко.
Характерной для дворцовой архитектуры позднего Возрождения является вилла Ротонда близ Виченцы, построенная Палладио во второй половине XVI в. (рис. 8.).

Рис. 8 Вилла Ротонда около Виченцы. Общий вид.

Почти кубический объем здания, окруженного со всех сторон шестиколонными портиками ионического ордера, хорошо гармонирует с природой. Однако завершение перегружено скульптурой, в вилле недостаточно подсобных помещений.
В целом архитектура итальянского Возрождения во многом обязана своим развитием не только античной тектонической основе, но и переосмыслению готических конструктивных приемов. Без учета этого опыта достижения зодчих Италии в XV—XVI вв. были бы невозможны.