Строгие законы исламской веры наложили запреты на многие виды искусства и средства выразительности. Предпочтение отдается только тем из них, которые прославляли веру в Аллаха: священному искусству слова, архитектуре, музыке, орнаменту, каллиграфии, художественным ремеслам и книжной миниатюре. Строгая логика чисел и ритмических построений, богатейшая религиозная символика приобрели особую эстетическую ценность и значимость. Метафоричность, поэтическая образность мышления, абстрактная декоративность и орнаментальность, нашедшие воплощение в произведения арабо-мусульманской культуры составили ее неповторимое своеобразие и уникальный характер.
Считается, что арабская вязь возникла в городе Куфа в Ираке. Именно здесь ее использовали первоначально как способ украшения мечетей.
Ей же переписывали священные тексты. Позже арабская вязь стала использоваться и при украшении разных изделий. Каллиграфическое искусство в исламских странах было доведено до совершенства.
Мусульмане на протяжении многих веков считали святотатством изображать человеческий облик либо образы животных. Буквы священного текста являлись религиозным воплощением житейских истин. Поэтому не редко на изделиях мусульманского искусства можно увидеть неотразимой красоты каллиграфические изображения.
Арабская вязь как предмет искусства исламского мира на вид напоминают прекрасные цветы. Самое интересное, что витиеватое изображение букв мусульмане сравнивают с красотой человеческого тела.
В XV – XVII веках мусульмане изобрели новый вид искусства под названием кита, которая представляла собой картину миниатюрных размеров, изображающую образец почерков арабской вязи. Чуть позже народное творчество также подхватило идею воплощения каллиграфических надписей.
Шамаили – это панно с арабской вязью, которые используются мусульманами при украшении домов как обереги, защищающие от злых сил.
Такие картины пишутся на стекле, при этом используются масляные краски. Главное место отдано опять-таки буквам. Строки из священной книги мусульман, Корана, располагаются на живописном фоне. Простолюдины писали известные народные изречения, которые носили определенный смысл.
Книжная миниатюра
Особое место отведено в искусстве исламского мира книжной миниатюре. Так как буквы являлись носителями прекрасного, то, соответственно, книга как таковая могла являться самым значимым предметом искусства у мусульман. Ювелирное мастерство стало сочетаться с каллиграфическим искусством, что и привело к рождени подобной миниатюры.
Камалад-дин Бехзад создал в 1488 году уникальные книжные иллюстрации к поэме «Бустан» автора Сзади, а также к книге о великих победах Тимура «Зафар-наме». Образы, созданные художниками былых времен, и поныне могут восхитить нас, ныне живущих. А вот в Азербайджане в конце XV века Султан Мухаммед был мастером создания миниатюр, используя при этом сложность и декоративность композиции.
Объемность и светотень появляется в индийской миниатюре. В этой стране всегда существовал интерес к человеческому образу, поэтому именно здесь появился новый жанр в подобном искусстве – это создание портретных миниатюр. При этом все чаще и чаще индийские мастера стали изображать мифологические сюжеты.
Прикладное искусство мусульман
Прикладное искусство народов Востока также известно всему миру. Разнообразные декоративные изделия создавали мусульмане на протяжении всей истории ислама. Страны Северной Африки могут похвастаться керамикой с золотистым металлическим блеском, различными изделиями из металла, которые отделаны в стиле чеканки.
А предметы из слоновой кости и ценных пород дерева могут поразить своей оригинальностью многих ценителей искусства Востока. Кроме того, изготовление прекрасных тканей, таких как парча и муслин, также являются предметом восхищения.
А в Испании, где хозяйничали мавры, для украшений дворцов правителей создали новый тип красивой утвари – огромные альгамбрские вазы.
По форме они напоминали яйцо, но при этом к низу сужались, а по бокам у них были расположены плоские ручки. Они были отделаны своеобразным орнаментом, что послужило тому, что их стали считать отдельным предметом мусульманского искусства.