Особенности эпохи Возрождения

Возрождение – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его влияния на культуру (отсюда происходит и название всего периода).
Вместе с тем культура Возрождения – это переход от средневековья к новому времени. Поэтому в ней так тесно переплелось старое и новое.
Границы этого периода  в разных странах различны. Так, в Италии Возрождением называют 14 – 16 века, а в других европейских странах – 15 – 16 века. Обычно принято выделять итальянское Предвозрождение (рубеж 13 –14 веков), Раннее Возрождение (15 век), Высокое (конец 15 - первая четверть 16 века) и Позднее Возрождение (16 век).
(слайд) Особенности культуры Возрождения ярче всего проявились в архитектуре и изобразительном искусстве Италии. Аскетические идеалы и догматическая условность средневековья сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума.
Раньше всего этот процесс начался в больших городах, где люди хотели жить красиво. Одним из таких городов была Флоренция.
Мастера Возрождения умели передавать тончайшие нюансы переживаний своих героев. Отличающее мастеров Возрождения чувство гармонии и естественной простоты также стало образцом для мастеров более позднего времени и до сих пор восхищает миллионы зрителей.
Слово учителя
Эта эпоха явила миру выдающихся мастеров: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие. Сегодня мы познакомимся с творчеством наиболее интересных и знаменитых художников и постараемся ответить на вопрос «Можно ли считать этих творцов титанами Возрождения?»

4.       Творчество Рафаэля Санти

                                                                «О счастливая и блаженная душа, не о тебе ли каждый человек так   
                                                                   охотно заводит беседу, не твои ли подвиги он прославляет и не
                                                                    каждым ли тобою оставленным рисунком любуются?»
                                                                                                                 Джорджо Вазари
                                                                                                                   
О жизни Рафаэля известно мало. 6 апреля 1483 года в маленьком городке Урбино у Джованни и Маджии Санти родился сын Рафаэлло. Его отец был придворным поэтом и художником. Пишут, что Рафаэлло был кудрявым непоседой, изрисовавшим углем и кирпичом все каменные заборы соседей. Соседи жаловались герцогу. Тогда герцог спросил у Джованни Санти, знает ли он, что его сын станет художникам? Джованни ответил: «надеюсь, что Рафаэлло станет им». С тех пор отец стал учителем сына.
Ему не исполнилось и 19 лет, когда он пишет свой шедевр «мадонну Конестабиле» , которая сейчас находится в Эрмитаже.
Его называли «деревенской мазилой», «живописцем матерей».
Он был не только живописцем, но и любил архитектуру – построил дворцы в Риме и Флоренции.
Он руководил раскопками, и благодаря Рафаэлю человечеству стали известны замечательные произведения древних художников.
Вторгшаяся в его жизнь любовь принесла ему много страданий, радости и порывы. Тогда на листьях рядом с набросками для фресок появляются сонеты
О, если я, служа тебе, любовь,
Мог прогневить тебя, хотя отчасти,
Обратное ты знаешь, - сердце, кровь
Покорны лишь тебе и вечной страсти.
Что ты мой властелин, кричу я вновь,
И нет защиты от такой напасти.
Искусство, ум бессильны…. Все во власти
Могучих сил, и им не прекословь.
Ты знаешь, что огонь мне душу гложет,
Что он прожег безжалостно мне грудь.
Так пусть сомненье мыслей не тревожит, добра ко мне и милостива будь,
И благодарно сердце биться сможет…
Но кто, же та таинственная незнакомка, к которой обращены эти строки и чей облик запечатлен на портрете, получившим название «Донна Велата».
Но особенно Рафаэль преуспел в живописи. Рассмотрим наиболее известнее его работы.
Монументальная фреска «Афинская школа».
Один из шедевров эпохи Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками.
«Сикстинская Мадонна»
Это наиболее известная картина Рафаэля, посвященная теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире, - причем не, только благодаря своей красоте, но и потому, что король Фредерик Август 3 Саксонский купил ее у церкви Сан-Сиксто за огромные деньги. От названия церкви и произошло название картины. Точное обстоятельство написания этой картины нам неизвестно, а первое упоминание о ней датировано 1550 годом.
Рафаэль был великим портретистом, хотя этот жанр и не являлся для него основным. Его портрет папы Юлия на целых два столетия стал образцом, по которому писались парадные портреты пап.
Рафаэль был одним из великих художников эпохи Возрождения.
«Он использовал в своем творчестве столько образцов, что, в конце концов, сам сделался образцом для процветающих художников, всегда имитирующих и всегда оригинальных» Д.Рейнольдс

5.       Творчество Микеланджело Буанаротти

«Удел искусства более велик,
Чем естества! В ваянье мир постиг,
Что смерть, что время здесь не побеждает.»
                                     Микеланджело
Микеланджело Буанаротти родился 6 марта 1475 года в Капрезе, маленьком городке недалеко от Флоренции. Вскормила грудного Рафаэля жена местного коменданта. Художественные способности проявились в раннем возрасте, однако отец долго сопротивлялся желанию сына стать художником. Но Микеланджело был настойчив и добился разрешения поступить в ученики к художнику Доменико Гирландайо. Затем перешел в школу скульптора Джованни, который сразу распознал талант своего ученика. С 1494 года Микеланджело ждал большой успех. Он получает большие заказы. В том числе и на мемориальную композицию «Пьета». Следующим заказом стала картина «Погребение», но ее художник не закончил, так получил заказ на огромную статую «Давид». Именно эта работа укрепила репутацию художника во Флоренции. Статуя стала символом новой республики, боровшейся, как и библейский Давид, за свободу граждан.
«Высокий дух, чей образ отражает
В прекрасных членах тела своего,
Что могут сделать бог и естество,
Когда их труд свой лучший дар являет» Микеланджело
Заказ папы Юлия  Второго увенчался триумфом Микеланджело. Им стала роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Четыре с половиной года Микеланджело расписывал потолок капеллы. Эта роспись заняла площадь более 600 квадратных метров.
Следующим заказом стала роспись стены «Страшный суд» . Эта огромная фреска, закончена в 1541 году, и еще раз подтвердила гениальность Микеланджело. Размер этой фрески – 13,7 х12,2 м. Она занимает всю восточную стену Сикстинской капеллы и содержит более 300 фигур. Правда, еще до окончания работы некоторые священники осудили фреску, усмотрев верх неприличия в обнаженных фигурах. В конце концов, их точка зрения возобладала. В конце концов, за несколько недель до смерти Микеланджело было принято решение дописать на ряде персонажей набедренные повязки.  В 1590-х годах папа, Климент седьмой задумал смыть «Страшный суд», но его уговорили не делать этого.
Последние двадцать лет он посвятил архитектуре.
Микеланджело занимался реконструкцией собора святого Петра в Риме.
Микеланджело всегда был глубоко верующим человеком, об этом свидетельствуют его последние работы. Это серия рисунков, изображающих Распятие, и две скульптурные группы «Пьета». Вторую скульптуру завершить помешала смерть, настигшая Микеланджело на 89 году жизни, 18 февраля 1564 года.
«Я словно б мертв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах
И смертное меня не тронет тленье» Микеланджело

6.       Творчество Леонардо да Винчи

Человек универсален и все доступно ему, так мыслил великий итальянский художник Леонардо да Винчи.
История человечества не знает, пожалуй, гения более разностороннего: он был живописцем, скульптором и архитектором, музыкантом, певцом и стихотворцем-импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком-изобретателем, физиком анатомом и оптиком, биологом и ботаником. Но и этот перечень не исчерпывает его деятельности.
Леонардо родился 15 апреля 1452 года в местечке Анкиано близ города Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки.
Он был наделен редким здоровьем, был прекрасен собой, высок, синеглаз. Дивно пел, на глазах у слушателей сочинял стихи и мелодии. Играл на любых музыкальных инструментах, создавал их сам.
Молодость Леонардо прошла во Флоренции. В это время им созданы величайшие его произведения.
Портрет Дженервы де Бенчи был написан в 1473 году . После этого портрета Леонардо вступает в период наполненной темой Мадонны с младенцем. Он создает серию этюдов, некоторые превратились в картины. «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа», «Мадонна с цветком».
Картина, которая дошла до нас в нетронутом виде, - «Мадонна в скалах», хранящаяся в Лувре. Именно в ней Леонардо достиг гармонии в примирении мира воображения и научного подхода к натуре.
Пройдет много лет, прежде чем Леонардо возьмется за другое произведение не меньшего масштаба, и когда, в конце концов, закончит его, то оно покажется современникам еще одним чудом света. Это «Тайная вечеря».
Леонардо подходил к своей «Тайной вечере» целых пятнадцать лет. Лица на картине, за исключением Христа, по слухам, были написаны с обычных людей, которых Леонардо встречал в Милане и окрестностях. Для господа он нашел двух натурщиков. А вот чтобы нарисовать Иуду, Леонардо потратил много времени, посещая притоны, куда заглядывали миланские преступники. Леонардо написал свое великое творение за три года, весь этот срок картина не выходила у него из головы.
Еще об одном произведении Леонардо нельзя не сказать. Это «Мона Лиза». Картина всем настолько известна и знакома, что трудно поверить, что она выглядела когда-то иначе. Тем не менее, это факт: в наше время «Мона Лиза» выглядит не так, как тогда, когда она вышла из рук Леонардо. Картина невелика (доска размером 77х52 см), однако производит впечатление монументальной. Технику сфумато Леонардо довел до совершенства. Именно эта техника позволила сделать эту картину загадочной. У Джоконды не только необычное выражение лица, но оно и постоянно меняется. Гениальный художник смог отразить в лице Джоконды движение.
Последняя картина Леонардо выполнялась не по заказу, а по внутреннему побуждению. Это Луврский «святой Иоанн Креститель».
Как же выглядел сам Леонардо да Винчи? Единственный дошедший до нас автопортрет Леонардо. Рисунок сделан в последние годы пребывания художника в Италии.   Мы видим старца уставшего от жизни и растерявшего все иллюзии. Леонардо, которому оставалось жить еще пять лет, очевидно, увидел себя в образе безымянного величественного старца.
Последние годы тяжело больной Леонардо проводит во Франции в Амбузе, где и умирает 2 мая 1519 года. «Мне казалось, что я учусь жить, но учился я умирать», «Хорошо прожитая жизнь – долгая жизнь»     Леонардо да Винчи.

Леонардо, Микеланджело, Рафаэль… Каждый из них – гений, творческое наследие их велико и значимо для человечества.
Простосердечный человек, в конце концов, устанет от бесконечной, изнурительной борьбы героев Микеланджело, и его потянет к ясной простоте персонажей Рафаэля.
Человека с прометеевским началом повлечет из соразмерного бытия Рафаэля к страстным порывам Микеланджело или к загадочным безднам Леонардо.
Но втроем они создали гармонию – мир человека Высокого Возрождения: это мир без подлости и фальши, мир титанов и ученых, мир лучезарной простоты, мир, двери которого всегда открыты для нас.